Левина Надежда Сергеевна - воспитатель МБДОУ ДС № 15 Березка

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков в логопедической старшей группе

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приёмы

Сентябрь

Питание

Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем.

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать» (Приложение № 1)

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».

Умывание

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем.

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки»(Приложение № 2)

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение заправлять свою кровать

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».

Октябрь

Питание

Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов» (Приложение № 3)

Одевание-раздевание.

Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии.

Беседа «Надо вещи убирать, не придется их искать» (Приложение № 4)

Умывание

Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться».

Заправка кровати

Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню.

Просмотр мультфильма «Как Маша поссорилась с подушкой»


Ноябрь

Питание

Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом»

Одевание-раздевание

Закреплять умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек.

Чтение Л. Барабас «Вова – растеряшка», О. Черницкая «Ботинок» (Приложение №5)

Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».

Умывание

Продолжать учить правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком.

Чтение К.Чуковского «Мойдодыр» (отрывки).

Заправка кровати

Совершенствовать навыки заправки постели,  умение аккуратно накрывать кровать покрывалом.

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель».

 

Декабрь

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой , а вилку в левой руке.

Беседа «Как правильно есть второе блюдо».

Заучивание стихотворения «Сел Володя за обед» (Приложение № 6).

Одевание –раздевание

Закреплять умение  аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности.

Упражнение «Как мы умеем наводить порядок».

Умывание

Совершенствовать навыки правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем.

Чтение А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая» (Приложение № 7).

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь

Разгадывание загадок об одежде, обуви и головных уборах (Приложение № 8)


Январь

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо.

Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости.

Беседа «Культура поведения во время еды» (Приложение № 9).

Одевание-раздевание

Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды.

Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и правильно умываться.

Игра-драматизация по произведению А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

Содержание  в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Продолжать учить мыть, протирать, чистить свою обувь.

Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья.

 Чтение стихотворений «Дашины пальчики», «Непослушные ботинки» (Картотека).

 

Февраль

Питание

Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости.

Игра –соревнование «Чей стол самый аккуратный».

Правила поведения за столом (Приложение № 10)

Одевание-раздевание

Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу

Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках».

Умывание

Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках.

Чтение отрывка из  сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое….» (Картотека).

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Совершенствовать умение просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Продолжать учить одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню.

Дидактическое упражнение  «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё».

Д. игра «Подготовь постель ко сну» (Картотека)


 

Март

Питание

Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки.

Беседа «Сервировка стола».

Д. игра Обед у кукол» (Картотека).

Одевание-раздевание

Закреплять умение выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь

Чтение  М. Зощенко «Глупая история» (Приложение № 11)

Разгадывание загадок о предметах гигиены (Картот.)

Умывание

Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

Беседа «Чистота – залог здоровья» (Приложение № 12).

Чтение «Почему у мышонка заболел живот?»(Картотека).

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Формировать привычку следить за своим внешним видом.

Продолжать учить принимать участие в смене постельного белья.

Беседа «История про Шам- пуньку»(Приложение № 13).

Чтение стихотворения «Краткое руководство по отращиванию длинных волос» (Картотека)

Апрель

Питание

Продолжать учить есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом.

Чтение стихотворения «Чистюля енот» (Приложение № 14).

Одевание-раздевание

Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду.

Игра-соревнование  «Чей стул самый аккуратный»

Дид. игра «Убери со стола» (Картотека).

Умывание

Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате.

Чтение Е. Винокуров «Купание детей»

Дид. игра «Мыльные перчатки» (Картотека).

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.

Учить принимать участие в смене постельного белья: надевать чистую наволочку, с помощью взрослого надевать пододеяльник на одеяло.

Дидактическое упражнение  «Как помочь товарищу».

Дид. игра «Что нужно кукле? (Картотека).


Май

Питание

Продолжать учить детей есть  с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно.

Дидактическое упражнение «За столом едим культурно»

Одевание-раздевание

Продолжать учить детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде, завязывать шнурки.

Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок»

Дид. игра «У нас порядок» (Картотека)

Умывание

Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости

Чтение произведения «Как Ваня чистым стал Ю. Кислицина (Картотека)

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Формировать привычку напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду.

Продолжать учить менять постель: стелить чистую простынь, надевать наволочку и пододеяльник.

Продуктивная деятельность: шитьё кукольного белья.

Дид. игра «Оденем кукол» (Картотека).

Дид. игры: «Почистим зубки», «Фонтанчики» (Картотека).

Беседа «Чтоб кусался зубок» (Приложение № 15).

Сюжетно-ролевая игра «На приеме у стоматолога».

Дид. игра «Что полезно и что вредно для зубов?» (Приложение № 16).

 

Приложение № 1.

Беседа: «Вспомним, как надо правильно кушать».

Программное содержание. Учить детей отвечать на вопросы, задавать вопросы товарищам. Закрепить навыки культурного поведения за столом. Познакомить детей с правильным пользованием вилкой.

Предварительная работа. В течение определенного времени детей знакомили с правилами культурного поведения за столом, учили правильно пользоваться ложкой, салфеткой, обращали внимание, что тарелку не следует наклонять.

Материал: приборы для обеда.

Методические приемы. Предложить детям вспомнить правила поведения за столом, спросит:

1. Что нужно сделать, прежде чем сесть за стол? (вымыть руки с мылом, причесаться) .

2. Как правильно сидеть за столом во время еды? (слегка наклониться над тарелкой, не класть локти на стол, ноги держать под столом, не мешая товарищу) .

3. Какую услугу можно оказать товарищу? (можно подать соль, салфетку, хлеб).

4. Как правильно есть и пить? (есть и пить спокойно и бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом, пищу брать понемногу) .

5. Как надо вести себя за столом, чтобы не крошить, не проливать?

Дети: Алина и Катя покажут нам, как пользоваться приборами. Знакомить детей с правилом пользования вилкой.

Речевое общение детей друг с другом на закрепление правил культурного поведения за столом. Закончив «обед», дети ставят тарелки на край стола, вытирают губы и пальцы салфеткой, благодарят за обед.

Словарная работа. Активизация слов-действий: едят, жуют, благодарят.

Приложение № 2

Мои ладошки  (И. Ищук)

Не пойму, как по ладошке
Мама обо всём узнала:
По царапине – что кошку
Я вчера за хвост таскала,
По пятну от шоколадки –
То, что лазила в буфет
И взяла себе украдкой
Десять маленьких конфет.
Даже то, что понарошку
Губы красила с утра,
Рассказали ей ладошки.
Может, их помыть пора.

Приложение № 3.

Сказка «Королевство столовых приборов».

Было это или не было, а если и было, то очень давно. В королевстве столовых приборов среди посуды жили не тужили ложка, вилка и нож. А королевством тем правил король Беспорядок и королева Ленивица. В таком королевстве, где правит Беспорядок, как правило нет никакого порядка. Поэтому ложка, вилка и нож располагались на столе как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и переругались. Долго спорили они, но никто не хотел уступать друг, другу и решили идти за советам к тарелке. Подошли и с поклоном к ней обратились: "Ты тарелка умна, рассуди нас кому какое место занимать на столе? " И конечно умная тарелка дала им совет: "Для вас центром буду я. Место справа дам ножу, рядом ложку положу, вилку положу я слева, чтоб зубцами вверх смотрела. Ложка, вилка и нож обрадовались, что тарелка помогла разрешить их спор, поблагодарили её и разошлись. И с тех пор из королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица. Там воцарились уют и порядок. И с тех давних пор ложка и нож всегда лежат справа от тарелки, а вилка зубцами вверх слева.

Приложение № 4.

Беседа  "Надо вещи убирать – не придется их искать"

В ходе беседы педагог знакомит детей с правилами бережного отношения к вещам; напоминает о необходимости беречь свое время. Воспитатель читает рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша»

Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит. Пришла мама.

– Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!

Маша проснулась, открыла глаза:

– Встану – не устану. Я немножко полежу да в окошко погляжу.

А мама опять:

– Маша, поднимайся, Маша, одевайся!

Нечего делать – надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша – а чулок-то нет!

– Где же, где мои чулки?

Обыщу все уголки.

Их на стуле нет

И под стулом нет.

На кровати нет,

Под кроватью нет…

Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет-приго-варивает:

– Ищешь, ищешь – не найдешь,

А разыщешь – так пойдешь.

Надо вещи убирать —

Не придется их искать.

И воробьи за окном Машу поддразнивают:

– Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

А Маша все ищет:

– И под стулом нет,

И на стуле нет…

Да вот же они – у куклы в кроватке!

Мама спрашивает:

– Маша, скоро?

Маша отвечает:

– Надеваю чулки,

Обуваю башмаки.

Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет:

– Под кроватью нет,

На кровати нет,

И под шкафом нет…

А кошка ходит, все свое мурлыкает-приговаривает:

– Ищешь, ищешь – не найдешь,

А разыщешь – так пойдешь.

Надо вещи убирать —

Не придется их искать.

Подошел к окошку петушок и запел:

– Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Стала Маша просить петушка:

– Петушок, петушок,

Разыщи мой башмачок!

Петушок поискал-поискал – нет башмачка во дворе.

А башмачок-то вот где – на столе стоит.

Мама спрашивает:

– Маша, скоро?

А Маша отвечает:

– Вот надену платье И пойду гулять я!

А платья тоже нет нигде!

– В чем пойду гулять я?

Потерялось платье!

Платье в горошину,

Куда оно положено?

И на стуле нет

И под стулом нет…

А кошка все свое мурлычет-приговаривает:

– Ищешь, ищешь – не найдешь,

А без платья не пойдешь…

Надо вещи убирать —

Не придется их искать.

Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Но тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась:

– Платье в горошину

На полочку заброшено!

Мама говорит:

– Больше ждать я не могу!

А Маша отвечает:

– Я бегу-бегу-бегу!

Бежит Маша в детский сад, торопится.

А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали:

– Опоздала, Маша,

Маша-растеряша!

– Давайте подумаем, почему Маша опоздала в детский сад.

– Что сказала Маша, когда ее разбудила мама? (Я немножко полежу.)

– Кто из вас ведет себя также? А кто умеет быстро вставать?

– Почему Маша долго собиралась в детский сад?

– Где находились ее чулки, башмаки, платье?

– Можно ли сказать, что Маша бережно относилась к своим вещам?

– Кто поддразнивал Машу, когда она искала свои вещи?

– Теперь мы знаем, почему Маша опоздала в детский сад. (Она не сразу встала, долго искала свои вещи.)

Обсуждая с детьми этот вопрос, воспитатель объясняет им, что необходимо беречь свое время. За время, потраченное на поиск вещей, можно было и позавтракать, и поиграть, и погулять.

Затем воспитатель проводит инсценировку по рассказу Л. Воронковой. 

Приложение № 5.

Ботинок

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два — вправо,
Раз-два — влево!
— Он не хочет шнуроваться, —
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два — справа,
Раз-два — слева.
— Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!
О. Чернорицкая

Вова-растеряшка,

Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять –
Взял и сунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка!
Л. Барбас  

Приложение № 6.

Сел Володя за обед

Сел Володя за обед,
Пролил суп на табурет.
Слева крошки, справа крошки,
На паркете — курьи ножки.
И ведет компотный след
Прямо в папин кабинет.
Если этот милый мальчик
Станет в комнате играть,
Приходите на субботник —
Помещенье убирать.

Приложение № 7.

Девочка чумазая

( Агния Барто)

- Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях - дорожки.

- Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
- Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.

- Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
- Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.

- Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

- Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
- Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос -
разобиделась до слёз:
- Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы -
кричала громким голосом:
- Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

- Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

Приложение № 8.

Загадки об одежде, обуви и головных уборах.

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.   (Ботинки)

Две сестрички,

Две плетёнки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять – их надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять.  (Варежки)

Пять мальчиков,

Пять чуланчиков.

Разошлись мальчики

В тёмные чуланчики.

Каждый мальчик

В свой чуланчик.    (Пальцы и перчатки)

Я любой девчонке

Прикрою волосёнки,

Прикрою и мальчишке

Стрижки-коротышки.

От солнца я защита –

Для того и сшита.    (Панама)

Надену – ободом сведёт,

Сойму – змеёй упадёт,

Тепла не даёт,

А без него холодно.     (Пояс)

Построили хлевец

На пятеро овец.   (Рукавички)

Один вход,

Три выхода.    (Рубашка)

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Дождь идёт – у нас работа:

Топать-шлёпать по болотам.    (Сапоги, галоши)

Если дождик, мы не тужим –

Бойко шлёпаем по лужам,

Будет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять.       (Сапоги, галоши)

Надевают для покоя,

А снимают для учтивости.       (Халат)

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл.       (Штаны)

Сижу верхом,

Не ведаю на ком.    (Шапка)

С одного бока – лес,

А с другого – поле.    (Шуба)

Приложение № 9.

Беседа «Культура поведения за столом во время еды»

Воспитатель: Ребята, мы с вами касались вопросов поведения, т.е. этикета за столом.

Этикет - слово французское, различают дворцовый этикет, дипломатический этикет и столовый этикет.

Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы.

Каждое правило имеет свой смысл.

Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.

Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее - из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валялись кости и объедки. Так выглядел обед.

Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось, не правда ли? Люди отошли от подобных обычаев.

Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на дикарей  не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания:

«Убери локти со стола»!

«Возьми правильно нож»!

«Доешь все, что на тарелке»!

Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам придираются.

Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.

Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте вместе со  мной сказку и отметьте себе, что дети делали неправильно.

...Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»

- Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно. - Я здесь живу с моими внуками.

Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.

-  Фу, как противно! - Подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.

 И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб...

- Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула Даша.

Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.

- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

 Плохой конец у сказки! А вы, ребята, подумали: что эти дети делали неправильно? (Ответы детей).

Приложение № 10.

Правила: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ»

(правила)

1.Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.

6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

7. Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с помощью хлебной корочки.

8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.

10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.

11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.

12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок  получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.

16. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

17. За едой не читай - это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

18. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.

Приложение № 11.

М. Зощенко «Глупая история»

Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.

Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал. Мама думала что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но тот опять упал. Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.

Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.

Она сказала папе:

— Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось — он на ножках стоять не может.

Вот папа приезжает и говорит:

— Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтобы он у нас падал.

И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвертый раз, падает.

Папа говорит:

— Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал. Наверно, он вчера конфетами объелся.

Позвали доктора.

Приходит доктор в очках и с трубкой. Доктор говорит Пете:

— Это что за новости! Почему ты падаешь?

Петя говорит:

— Не знаю, почему, но немножко падаю.

Доктор говорит маме:

— А ну-ка, разденьте этого ребёнка, я его сейчас осмотрю.

Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать.

Доктор послушал его через трубку и говорит:

— Ребёнок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки.

Вот мама быстро одевает мальчика и ставит на пол.

И доктор одевает очки на нос, чтобы получше видеть, как мальчик падает.

Только мальчика поставили на ножки — и вдруг он опять упал.

Доктор удивился и говорит:

— Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.

Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля.

Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:

— А я знаю, почему у вас Петя падает.

Доктор говорит:

— Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, — он лучше меня знает, почему дети падают.

Коля говорит:

— Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.

Тут все заахали и заохали.

Петя говорит:

— Это меня мама одевала.

Доктор говорит:

— Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.

Мама говорит:

— Утром я очень торопилась, чтобы ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.

Коля говорит:

— А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.

Петя говорит:

— Теперь я тоже буду сам одеваться.

Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался, и с Колей … 

Приложение № 12.

Беседа «Чистота - залог здоровья»

Здравствуйте, дорогие ребята! Поговорим сегодня о чис­тоте. Как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье? Связаны. Недаром говорится: «Чистота - за­лог здоровья». Это означает, что, если человек чист и опрятен, вокруг него царит чистота, - он соблюдает одно из важных жиз­ненных правил, позволяющих быть здоровым. Представьте себе неопрятно одетого неряшливого маль­чика Петю. Он редко моет руки с мылом, не любит стричь ногти, поэтому под ногтями у него образовались темные полосочки грязи. Петя забывает мыть руки перед едой, пос­ле туалета, после того как поиграл со своей любимой соба­кой. Хотели бы вы дружить с этим мальчиком?

На руках скапливается огромное количество вредных мик­робов, которые могут стать причиной опасных бо­лезней. Давайте вместе припомним все случаи, когда нужно мыть руки с мылом. Правильно! Когда вы приходите домой из детского сада, с прогулки, из магазина, поликлиники. Руки нужно мыть перед едой и после еды. Руки нужно обязательно хорошенько помыть с мылом после того, как вы поиграли с кошкой или собакой, хо­мячком, попугайчиком, другими животными. Не забывайте также мыть руки после туалета! Почаще стригите ногти. Ногти должны быть закруглен­ными, короткими, а главное - под ними не должно быть грязи! Поэтому, когда вы моете руки с мылом, тщательно по­чистите ногти щеточкой, удаляя из-под ногтей грязь.

Вечером перед сном обязательно вымойте ноги теплой водой, а потом облейте их прохладной водой. Это, во-пер­вых, хорошая закалка, а во-вторых - прекрасное средство, помогающее быстро уснуть. А ведь глубокий, спокойный сон - непременное условие хорошего здоровья.

Я думаю, никому из вас не нужно напоминать, что ваша одежда должна быть опрятной и чистой.

Давайте поговорим о чистоте дома. Начнем, пожалуй, с кухни. Представьте, что к Пете при­шел его друг Алеша. Мальчики вместе пообедали, а потом, не убрав со стола, ушли в комнату и стали играть. На столе остались немытые тарелки, чашки, ложки, хлеб, масло, сыр. В открытую форточку, привлеченные запахом еды, тут же залетели мухи.

Одна из них села на край тарелки, другая — на кусочек сыра, третья — на хлеб.

Мухи — опасные и вредные насекомые! Летают они по­всюду. Любят заглянуть в мусорные баки, на свалки и по­мойки. На своих крошечных лапках переносят возбудителей болезней. Мухи становились причиной эпидемий чумы, хо­леры, оспы. Эти болезни уносили больше человеческих жиз­ней, чем войны и стихийные бедствия. Сейчас они побеж­дены. Но есть и другие болезни, которые переносят мухи. Особенно любят они лентяев и грязнуль, вроде Пети и Алеши, которые не моют посуду, не убирают со стола, не выносят ведро с мусором. В кухне у грязнули мухам - раздолье! Вот почему нужно сразу после еды вымыть и убрать посуду, смести со стола крошки, вынести мусорное ведро.

Муха - надоеда

Муха, муха - надоеда прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт, по тарелкам суп разлит.

Все готово, можно есть, только где же мухе сесть?

Села муха на окошко, съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали: «В гости мы тебя не звали!»

Частенько в кухне хозяйничают и длинноусые разбойни­ки — тараканы. Они также наносят вред здоровью человека. Поэтому с ними нужно бороться. Тараканы боятся холода, запаха веток черной бузины и ольхи. В наши дни есть немало средств для борьбы с этими насекомыми.

Расскажите, как вы убираете свою комнату или свой дет­ский уголок. Правильно! Вытираете пыль мягкой тряпочкой, аккурат­но расставляете на полке книги, игрушки. А мама или ба­бушка чистят ковры и мягкую мебель пылесосом. Зачем они это делают? Верно! Чтобы удалить частички пыли, грязи. Ведь до­машняя пыль - очень вредная! Она может вызвать покрас­нение глаз, чиханье, насморк, т. е. аллергию. Кроме того, в пыли живут крошечные, или, как говорят ученые, микроскопические, клещи, наносящие вред наше­му здоровью.

Лучше всего во время уборки раскрыть настежь окна, форточки и хорошенько проветрить комнату. Можно на 3— 5 минут сделать и сквозное проветривание.

А что такое влажная уборка? Верно! Во время влажной уборки мы протираем полы, оконные рамы, стекла влаж­ной тряпкой, удаляя пыль и грязь.

Соблюдать чистоту, делать уборку нужно не раз в не­делю, а каждый день, выделяя на это определенное вре­мя.

Задания

Ответь на вопросы:

1.  Как связаны здоровье и чистота? Почему говорят: «Чистота — залог здоровья»?

2.  Когда нужно мыть руки? Почему следует удалять грязь под ногтями, стричь ногти?

3.  Почему нужно мыть ноги на ночь?

4.  Почему мух и тараканов называют вредными насеко­мыми? Как с ними бороться?

5.  Как следует делать уборку в доме? Убираешь ли ты свой уголок, комнату?

Приложение № 13.

Конспект беседы «История про Шампуньку»

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- совершенствовать представление о значимости гигиенических процедур

- расширять знания о средствах гигиены

Ход беседы - Ребята,в прошлый размыразговаривали о назначении мыла, его пользе, и даже познакомились смылом наших бабушек «хозяйственным». Сегодня мы продолжим разговор о личной гигиене ипознакомимся с еще одним средством личной гигиены, без которого нам не обойтись. Попробуйте отгадать, что это?

Он душисти ароматен

Для волос наших приятен

Только с ним у нас всегда

Будет чистой голова (шампунь)

- Правильно, ребята, это шампунь.

- Скажите, а для чего нам нужен шампунь? ( Для того чтобы очистить волосы от загрязнений.)

- Волосы очень легко загрязняются. И если их долго не мыть, они становятся липкими, плохо расчесываются. Это затрудняет приток воздуха к коже головы и тепло от волос способствуют развитию микробов. Кроме того, волосы имеют способность впитывать различные запахи. Поэтому, мыть голову нужно не реже одного раза в неделю.

-Но я знаю, чтоне все дети дружат с шампунем и любят мыть голову. Но, оказывается,бывают такие шампуни, которые тоже не хотят дружить с ребятами. Вот послушайте одну забавную историю.

Жил-был шампунь. Нет, не так! Жила-была шампунь, а точнее шампунька. Ее так и звали – Шампунька! И была она такая довольная собой! Еще бы! Ей было чем гордиться! Флакончик у нее был розовый, колпачок – зелененький, похожий на шляпку. На этикетке красоваласьспелая и аппетитная клубничка. А пахла Шампунька…м-м-м!..клубникой со сливками.

И не хотела Шампунька, чтобы ею пользовались - слишком уж она хороша для этого.

-Правильно,- говорила она, - выльют весь мой шампунь, а меня в помойку выкинут! И поминай, как звали!

Когда мама или дети хотели взять ее в руки, чтобы помыть голову, она всячески старалась выскользнуть. И приходилось маме мыть голову своим деткам шампунем для взрослых! А дети не хотели мыться шампунем для взрослых! Конечно. Ведь от него щиплет глазки! И детки плакали! И обычное мытье головы превращалось в мучение для всех!!!

Как – то, Шампунька подслушала разговор мамы по телефону. Та жаловалась своей подруге, что ее детки отказываются мыть голову. А ведь если долго не мыться могут развестись вредные микробы. И дети могут заболеть!

Жалко стало Шампуньке и маму и деток. Когда пришло время очередного купания, приоткрыла она свой колпачок – шляпку и прыгнула в воду, в которой сидели и плакали дети. Шампунь попал под струю воды и начал пениться. И по всей ванной комнате разнесся такой превосходный аромат клубники со сливками, что дети сразу перестали плакать. А мама достала Шампуньку из воды и помыладеткам головы.

И дети не плакали, как обычно, а смеялись. Им было хорошо и весело. И мама, глядя на них, тоже радовалась. И Шампуньке от этого тоже стало очень радостно.

Поняла тогда Шампунька, что нельзя жить только ради себя. Что ничего нет лучше сияющих глазок и лучезарных улыбок детей! И даже после того, как шампунь у Шампуньки закончился, пустой флакончик дети не выкинули. А стали использовать его как «брызгалку» при каждом купании!

-Ребята, вам понравилась эта история? (Ответы детей)

-Что поняла Шампунька? (Ответы детей)

-Я надеюсь, что после этой беседы все ребята будут дружить с шампунем и всегда, с удовольствием, будут мыть голову!

Приложение № 14.

Чистюля - енот

Жил в лесу енот – чистюля, Чистил ложки и кастрюли, Делал по утрам уборку – Проводил в порядок норку. Убирал и грязь и сор, Подметал метлою двор, Красил кисточкой скамейки, Поливал цветы из лейки. В деревянное корытце Наливал енот водицы. И стирал своим детишкам Рубашонки и штанишки. Как-то мимо шла бабуля И заметила чистюлю: «Ах, работник золотой, Ты убрал бы домик мой! В доме пол давно не мыли – Там скопилось много пыли, Нет ни тряпки, ни метлы, В паутине все углы!»  Отвечал енот – чистюля: «Помогу тебе, бабуля! Обмету углы метлою, Дом почищу и помою, Рамы кисточкой покрашу – Станет дом новей и краше!»

Приложение № 15.

Беседа «Чтоб кусался зубок…»

Цель: продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены, учить детей ухаживать за зубами и полостью рта

Задачи: - формировать представление о строение и функции зубов, о правилах чистки зубов, о здоровом питании;

- способствовать развитию умения чистить зубы по алгоритму (по схеме, последовательно);

- воспитывать потребность заботится о своем здоровье, соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы тщательно и регулярно) ;

- формировать познавательный интерес к человеку.

Ход занятия

Организационный момент. В группу входит взрослый в костюме доктора.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я врач, который лечит зубы. А вы знаете, как называют такого врача? (ответы детей)

Далее врач-стоматолог предлагает детям сесть и поговорить о зубах.

-Зубы играют важную роль в жизнедеятельности организма питании, дыхании, формировании звуков. Зубы обеспечивают механическую обработку пищи, позволяя человеку употреблять продукты различной степени твердости. Давайте посмотрим на картинку, как устроен зуб. Снаружи он белый блестящий, одетый в красивую «рубашку» из эмали.  Эмаль – это слой, покрывающий верхнюю часть зуба – коронку. Эмаль очень твёрдая, но если плохо ухаживаешь за зубами, то этот материал может не выдержать. Между коронкой и корнем находится шейка зуба.  (Показываю.)

Хорошо пережевывать еду может тот человек, у которого здоровые зубы. Наши зубы покрыты эмалью.

-Ребятки, а вот скажите, что вы больше всего любите кушать? (ответы детей)

-А конфеты, шоколадки, торты, варенье любите кушать? Все правильно, мы все обожаем кушать сладости, но оказывается, когда много кушаешь сладости, они начинают разрушать наши зубы, на зубах появляется дырочка и зуб начинает болеть. А когда зуб болит, куда мы идем? (ответы детей)

 - Правильно, мы должны идти к врачу и лечить зуб. Но чтобы наши зубы не болели, лучше всего подражать зайчонку – есть больше овощей и фруктов, и конечно не пить без конца сладкий чай и компот. А вот кефир и молоко пить полезно.

- Ребята, а давайте отдохнём!

Физкультминутка:

Наши деточки устали,

И со стульчиков все стали,

Потянулись, потянулись,

Солнышку мы улыбнулись,

Вправо, влево наклонились

Быстро к речке мы спустились,

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться,

Зубную пасту мы берем

Крепко щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

Сами вытремся посуше.

 - Ребята, сколько у нас во рту зубов? (ответы детей)

-Их у нас много, покажите мне свои зубки. Вот какие они у вас красивые. Но каждый наш зубик нужно беречь и охранять. Беречь, мы уже знаем как:

1. Не есть слишком много сладостей.

2. А еще нужно, после еды полоскать рот теплой водой.

- Скажите ребята, у маленьких деток, какие зубки? (Ответы детей)

-Как их называют? (ответы детей)

- Молочными называют детские зубы, потому что они прорезываются в то время когда ребенок питается только молоком и не может есть твердую пищу.

Ну, теперь нам совсем стало ясно, как беречь зубы. Но кто же их будет охранять, мы узнаем, если вы отгадаете загадки:

1. Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам.

Ответ: Зубная щетка

2. Белая река

В пещеру затекла,

Чистит добела.

Ответ: Зубная паста

- Ребята, а кто мне скажет, как мы сначала чистим передние зубы?

Ответы детей: (снизу – вверх, с верху – вниз, затем боковые – с левой стороны, боковые – с правой стороны.)

Итог занятия: - Ну, вот и всё наша беседа закончилась.  Скажите, мне пожалуйста, если вдруг у вас заболят зубки, какие меры нужно применять?

- Как называют врача, который лечит зубы? (ответы детей)

- Чтобы зубки не болели, как мы будем их беречь?

- Вы большие молодцы, и я вас благодарю за такое интересное занятие. Мне пора с вами прощаться. До свидания!




15 сентября 2016 в 10:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.